Пожалуйста, подождите...
Яндекс.Метрика
меню
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Новый бренд нашего региона.

 


Красная птица на белом фоне, расположенная в центре круга из слов «Вологодская область - Душа Русского Севера» стала символом нашего региона.

Птица была выбрана  одним из образов как символ русского севера. Её изображение было частью рисунка панно «Вологда», созданного в 1984 году заслуженным художником России вологжанкой Ангелиной Ракчеевой, которое потом выплели из кружева, работницы фирмы «Снежинка». На панно : девушка плетёт кружево, на нём изображены птицы, птицы счастья и  девушка мечтает о счастье. В её светёлке – горшки с геранью, а по краям изображены виды Вологды. Один из эскизов панно «Вологда» - «Птица счастья».

В процессе становления русского народа на территории Вологодчины, в котором участвовало много племен и народностей, но образ птицы был характерен как для славянской мифологии, так и для финно-угорской. У православных птица, голубь -  символ души и духа. Поэтому птица так же символ сохранения православных традиций нашего края, а так же олицетворение качеств души русского человека: доброты, открытости, гостеприимства, хлебосольства. «К недоброму человеку и голубь не летит»

Второй символ - это круг из слов «Вологодская область – душа Русского Севера». Знак построен на визуальном эффекте вращения, который ему придает некая смазанность контуров букв. Это символизирует движение, динамику современного мира, вращение жизни, вращение Земли, движение вперед, готовность к переменам. Буквы и буквенные просветы как бы выполняют роль солнечных лучей, людских фигур в круге народного хоровода.

Ну и конечно, буква «о» — это наш вологодский говорок. «О» — самая распространенная буква в русском языке, и через нее, через наш говорок нас знают по всей России. И не зря в областной столице есть памятник этой букве.

Доминирующие цвета первого варианта бренда Вологодской области — красный и белый. По мысли создателей, белый — это чистые и благородные помыслы вологжан, символ божественного света, а красный знаменует мужество и доблесть земляков. В народном искусстве России очень много красного цвета, самое напряженное цветовое сочетание на севере — белый с красным. Эти цвета господствуют в тканях, вышивках, в расцветке народных костюмов, народных промыслах Русского Севера.Знак вобрал в себя суть народных традиций: кружево, вышивку, резьбу, роспись по дереву.

«…Бренд региона призван помогать лоббированию интересов Вологодской области на федеральном уровне. При этом образ и имидж региона складывается из нескольких образов: социокультурного, туристического, товарного, инвестиционного, и в каждом из этих срезов свои задачи». (О.А. Кувшинников). Среди задач: повышение престижа области в РФ: в народном хозяйстве, культуре и спорте; котировка вологодских товаров - «настоящего вологодского продукта» – качественного и экологически чистого; создание новых рабочих мест. ( Проект «Кружево вкуса» – переработка ягод и грибов и др.); воспитание вологжанина-гражданина-патриота в любви и уважении к малой родине, знание её истории,  традиций, в т.ч. семейных, православных.

Мероприятия по интеграции нового образа в народном хозяйстве, образовании, культуре, спорте уже начались. C таким товарным знаком выпускаются вологодские напитки, хлеб и конфеты. Соответствующие соглашения врио губернатора Олег Кувшинников подписал с производителем напитков ООО «Родина», с «Вологодским хлебокомбинатом» и «Вологодской Кондитерскойой Фабрикой», а так же с ЗАО Вологодской кружевной фирмой «Снежинка» о производстве сувенирной продукции. Товарные знаки появятся на упаковках вологодских товаров: масло, лён, северная чернь и проч. Вышли первые экземпляры книги для чтения первоклассникам, готовится подарочное издание для выпускников школ. Создан и демонстрировался фильм «Душа Русского Севера» из цикла «Тайны большого кольца России» на телеканале «Культура». Будет организована профильная краеведческая смена в оздоровительном лагере «Лесная сказка». Составлен календарь событий: выставок, мастер-классов, концертов, праздников на 2015-2016 годы.

(По материалам Совещания по интеграции бренда при Правительстве области.)

 

На живописном берегу реки Юг раскинулся небольшой старинный  городок. Имя ему Никольск. Никольск - истинно северный  город. Город-труженик, город хранитель традиций. Он всегда был богат народным искусством: плели лапти, плавили железо, ткали, гончарили, делали с росписью прялки для дома, занимались резьбой по дереву и вышивали.

 

Никольск дал Родине немало видных государственных деятелей, ученых, военноначальников. В их числе дважды герой Советского Союза маршал И.С. Конев, генерал армии Казаков, командующий Забайкальским военным округом генерал майор Бетехтин, ученый ботаник В.В. Спирин, лауреат Государственной премии писатель А. Яшин.

 

Сочетание гармонии, культуры и природы доставит Вам массу впечатлений, подарит силы и здоровье, заставит чуточку остановиться, забыть о современном ритме жизни, вдохновит Вас на новые дела.

 

Бесценный природный потенциал, красота Никольского края, богатство Никольской земли, разнообразие природных ресурсов, бесконечные луга и поля, комфортный климат, насыщенное событиями историческое прошлое Никольска, гостеприимные  местные жители,  - все это позволяет гостю в полной мере насытиться незабываемыми впечатлениями.

 

Добро пожаловать на гостеприимную самобытную

 

Никольскую землю!

          

                    Рождество на Северных Увалах - 7 января

           Завихряется снежок за летящим по полю «буранами», слышен звонкий смех и восторженные крики ребятишек, «оседлавших» сани, прицепленные к снегоходам. А там по полю «лошадка мохноногая торопится, бежит», и везет лошадка саночки - кашовку с улыбающимися и довольными седоками. Звенят в морозном воздухе переливы тальянки и звонкие частушки – это плясуньи – певуньи отплясывают на деревянной открытой веранде нового домика. На высокой горке – постоянная очередь из желающих пролететь с ветерком на санках-ледянках. Такую картину можно наблюдать 7 января. Приезжают гости отдохнуть всей семьей в этот живописный уголок, на базу отдыха «Мария» и отметить праздник «Рождество на Северных Увалах». Вы сможете отведать горячую наваристую уху; чашка чая согреет от холода. Желающие могут поучаствовать в различных аттракционах. На празднике организована торговля: вкусные шашлыки, горячие сосиски, блины, пирожки и многое другое. Вы можете с пользой провести светлый праздник Рождества!

  

             

                     

                   Масленица

           В конце февраля или в начале марта на городской площади гостей ждут торговые и блинные ряды,  выставка - продажа  изделий народных промыслов,  сувенирной продукции,  театрализованное представление «На Масленицу не зевай, гостей встречай!» и большой праздничный концерт.

       Вы можете увидеть элементы традиционной  самобытной никольской праздничной культуры: проходочки вереницей  гармонистов и певуний с длинными и короткими  частушками. Желающие  испытают  удачу в конкурсе «Бочка счастья», примут  участие  в ярмарочных конкурсах силачей, в перетягивании каната, в  «Петушиных боях» и пр.; катании на буранах и лошадях.     Кульминацией праздника станет сожжение чучела Масленицы.

             

             

              

        Родники российских деревень

                 В апреле проходит этот традиционный фестиваль, тематика которого ежегодно меняется.  На него приглашаются ветераны, труженики тыла, дети войны – все, кто в грозные годы войны, проявляя волю к Победе, показывали образцы мужества, стойкости, героизма, умения побеждать. Творческими коллективами сельских поселений, солистами, гармонистами и коллективами РДК исполняются сценки из жизни, поются душевные и залихватские частушки и песни. Именно после таких фестивалей у зрителей и участников мероприятия улыбка  -  в гостях, а  душа – душа поет!

      

         

  

         Праздник Во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы – Байдаровское сельское поселение- 24 июня

                 Село Лоха одно из старейших поселений русских людей на территории района. Жизнь людей никольских деревень была тесно связана с храмом. Крестины, венчания, отпевания. На территории Байдаровского поселения, на красивом берегу реки Юг возвышается каменная двухэтажная Халезская церковь, освещенная в 1682 году во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом каменная колокольня. На стенах и под куполом сохранились фрески. Но, главное, через года, десятилетия, люди сохранили веру, тайно собираясь в домах, позже на развалинах храма. Усердием прихожан церковь восстанавливается с 1989 года.

                В Никольском уезде существовала традиция празднования христианских праздников, в каждой деревне свой: в д. Кривяцкое – «Заговенье», в д. Лоха – «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Жили благочестиво и братолюбиво: святым делом считалось помогать друг другу. И пиво варили вскладчину в больших количествах. На братчинный пир приходила вся округа.

            Вы примете участие в :

Службе в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, посвященный восстановлению Халезской Введенской церкви

Народных игрищах

            Вы увидите:

Выступление самодеятельных коллективов

Праздничную программу

Конкурсы на самый лучший букет, на самый вкусный пирог, на самое благоустроенное подворье, конкурс рыбака и т.д..

           Вы попробуете:

Густого с неповторимым вкусом деревенского Никольского пива

Блюда никольской кухни: щти из овсяной заспы, шировега, пряженики, картовные тетери ит.д.

А также Вы сможете приобрести сувенирную продукцию на ярмарке-распродаже народных изделий.

   

           

 

Праздник Тихвинской иконы Божией Матери – Аргуновское сельское поселение - 9 июля

            Считается, что Север России находится под попечительством Тихвинской иконы Божией Матери. Она является наиболее почитаемой в Ленинградской, Архангельской, Вологодской областях. Чудотворная икона 539 лет находилась в Констатинополе. В 1383 году образ таинственно исчез и явился в Руси, над Ладожским озером, в пределах Великого Новгорода и на берегу реки Тихвинки. Здесь возник мужской монастырь, а икону стали называть Тихвинской. Со времен Великой Отечественной войны чудотворная икона была в США, а 8 июля 2009 года вернулась в Россию.
           По местному преданию, 9 июля 1700 года одному из местных крестьян, трудившемуся на своем городе, было явление Пресвятой Богородицы, после которого на одной из могучих сосен небольшого бора на высоком угоре близ деревни Чернцово нашли явленную икону Рождества Пресвятой Богородицы. Внизу же, под угором, на огромном камне, лежащем в русле протекающей небольшой речки, отпечатался Богородицын след.
          На месте явления трудами христиан была построена деревянная церковь, в 19 веке – каменная. Рассказ о явлении Богородицы жители передавали из поколения в поколение. Тысячи верующих с Вологодской, Костромской и Архангельской областей стекались в деревню Чернцово Никольского района. Количество паломников не уменьшило и разрушение церкви в 1962 году, уничтожения дерева, на котором явилась икона.
          И ныне ежегодно 9 июля в день Тихвинской иконы Божией Матери верующими совершается 4-х километровый крестный ход из деревни Аргуново до святого местечка Борок, чтобы прикоснуться к святыням, набрать воды и умыться в целебном источнике.
 

                   

 

  Праздник Дуниловской Чудотворной иконы Божией Матери – Завражское сельское поселение - 12 июля

           Дуниловская чудотворная явленная икона Божией Матери – главная святыня Никольского края. Во всей России едва ли найдется несколько мест, в которых сохранились до наших дней живые святыни родной веры, живые святыни православия. Дуниловская икона является средоточием духовной жизни православного населения Никольской земли, она неразрывно связана с его историческими судьбами в прошедшем, настоящем и будущем.
         Чудесное явление Дуниловской иконы произошло 12 июля (по новому стилю) 1677 года. Государственный крестьянин из Кичменгского Городка Диомид Крохалевский перебрался со всей семьей на жительство в Никольскую Слободку, теперешний город Никольск. В стародавние времена Никольская Слободка со всех сторон была окружена непроходимыми лесами. Диомид Крохалевский вместе с сыновьями расчищал места под сенные покосы по берегам Юга-реки и добрался до устья речки Дуниловки. Место ему понравилось, и он решил здесь задержаться. 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла, Диомид сидел на берегу Юга и ловил рыбу. Внезапно его внимание привлек некий предмет, находящийся неподалеку. Он увидел икону, стоящую вертикально на сухих сучьях, никем не поддерживаемую. От иконы исходил необыкновенный свет.Пораженный удивительным явлением Диомид стал молиться, затем высек в большом дереве углубление и поставил туда икону, а сам поспешил в ближайшее селение, чтобы поведать о случившемся…
Место явления иконы, где стояла часовня, весною затоплялось. Поэтому дуниловские крестьяне с благословения священноначалия решили построить на новом месте, но уже не часовню, а церковь. По молебствии Пресвятой Богородице была пущена стрела из лука; стрела упала на другой берег Юга, прямо против места явления, где вскоре – в 1712 году – была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
         Итак, место постройки храма как бы указала Сама Пречистая. Здесь на горке и поныне стоят две церкви: деревянная 1712 года и каменная, построенная позже, в 1865 году. В XVIII веке здесь была основана Дуниловская Богородицкая пустынь – небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности, но в XIX веке пустынь возродилась и имела при себе небольшое хозяйство, богадельню (дом для престарелых и немощных людей), школу и библиотеку. В таком виде обитель дожила до 20-х годов XX столетия.
Дуниловская икона является сегодня местночтимой святыней Вологодской епархии. Все больше паломников и из других областей России приходят в Дунилово на поклонение. Возрождается благочестивый обычай совершать крестный ход из Никольска в Дунилово, в котором принимают участие и дети – ученики воскресной школы в Никольске. В Дуниловском храме вновь приносится бескровная Жертва, совершаются церковные Таинства.
      В этот престольный праздник вас ждет:
Служба в храме Казанской Божией Матери (д. Дунилово Завражского сельского поселения)
Окропление святой водой у Поклонного креста
Праздничная трапеза
 
                        
 
         

        Межрегиональная Никольская – Ильинская ярмарка

 

Межрегиональная  Никольская – Ильинская ярмарка представляет собой  возрождение  лучших историко-культурных традиций. Никольск в  последнюю субботу июля  превращается в многолюдный праздничный городок.

 Современная ярмарка - ярчайшее и самое большое событие города Никольска. Число участников праздника достигает до десяти тысяч. Кроме  посещения более шестисот  торговых  точек с промышленными и продовольственными товарами, гости праздника могут насладиться красотой выставок  по итогам конкурсов: «Никольское пиво – миру на диво», «Медовый пир», «Дерево – душа живая», «Цветочная аллея», «Охотничьи трофеи»,  «Дары земли никольской».

 Интерактивные  мастер – классы, ретро-площадки ежегодно меняются и очень разнообразны: от кружевоплетения и изготовления деревянной ложки до плясовой, от старой школы с чернильницами и пионерским горном до пальчикового рисования.  Множество детских аттракционов разворачивается  у Районного Дома культуры. Открывается ярмарка по традиции шествиями и театрализованными представлениями с историческими и брендовыми персонажами.

        Концертные программы самодеятельных артистов Кировской, Костромской, Нижегородской областей, республики Марий – Эл и др. проходят на центральной сценической и танцевальной площадках.

         Заканчивается ярмарка  масштабной дискотекой с шикарным для райцентра фейерверком.

       Сельскохозяйственная ярмарка

         Уже стало традицией в канун Дня работников леса проводить осеннюю сельскохозяйственную ярмарку «Дары осени». Она разворачивается на центральной площади города. Богатейший ассортимент своей продукции представляют предприятия города: Никольское РайПО, Хлебозавод, «Кооператор», маслозавод; сельские поселения привозят на ярмарку экологически чистые продукты со своих приусадебных участков и дары леса.  Радуют глаз овощи, отборная клюква и моченая брусника, соленые и сушеные грибы, пироги из русской печи, соленья и маринады, деревенское пиво, мед, топленое масло, свежие сметана и творог, коровье и козье молоко – все, что душа желает, отличного качества и по доступной цене. Без покупки никто не уйдет!
 
                    
 
 
             

Районный детский фестиваль театрального творчества "Мир детства"

         Тематика фестиваля ежегодно меняется: сказки Северных Увалов, сказки Вологодских писателей, зимние сказки, экологические  и др. Каждая сказка просто изумительна: шумовые эффекты, шикарные костюмы, грим, декорации, реквизит – все представлено в лучшем виде и продумано до мелочей!  Фестиваль проходит в рамках семейного праздника «Встреча новогодней ёлки» с выставками-конкурсами «Ёлки-самоделки», «Хоровод снежинок». Театральные коллективы школ, детских садов, домов культуры представляют постановки по мотивам сказок. Возраст участников – от 5 до 15 лет.
 
                
 

Туры выходного дня

 

База отдыха «Мария»

 

Вологодская область, Никольский район, д. Верхний Рыстюг (5 км от г. Никольск по дороге на г. Вологда)

Телефон: 8-921-536-10-70, 8(81754) 2-16-57
E-mail:  imenipavlovo@mail.ru
Сайт: b-o-maria.umi.ru
 Гостевой дом №1

Три двухместных номера
1200 руб. с чел.
Дети: до 5 лет – бесплатно, с 5-10 лет – 50% стоимости
Общая кухня (для желающих самим приготовить)
Завтрак, ужин по желанию отдыхающих (завтрак - 200 руб., ужин – 300 руб.)
 

Гостевой дом №3

Повышенной комфортности (новое здание)
1 местные – 2500 руб./3000 руб. с чел. в сутки (с завтраком и ужином)
2,3-местные – 2000 руб./чел 
Услуги дома №3: кухня, обеденный зал, бильярд 12-ти футовый.
Сауна (6 человек и больше –входит в стоимость, меньше 6-ти человек – 500 руб.
 

"Дом охотника и рыболова"

 
Для проведения корпоративный встреч и мероприятий
Минимальный заказ – 4000 руб. (до 20 чел.)
200 руб./чел. – больше 20 чел.
 

"Теплая беседка"

 
200 руб./ чел. (мин. заказ 1500- до 7 чел.)
Рыбалка 200 руб. / час с 1 удочки.
 

Открытые беседки, терраса, пирс -150 руб./ чел. 

 

Услуги:

Автостоянка
Баня
Беседки с мангалами
Имеется место для костра (отдых, шашлык)
Сувенирная продукция
Никольское масло и лимонад
Аренда снегоходов, санок, ледянок, ватрушек и лыж в зимнее время года
Подлёдная рыбалка
Собственное охотничье хозяйство

 
 

Достопримечательности:

Объекты культурного наследия:

 Здание Присутственных мест. Позднее – Казначейство. (Историко-мемориальный музей А.Я. Яшина)

Здание построено в 1835 году никольским купцом Лешуковым.  Присутственные места занимали большое двухэтажное кирпичное здание со скругленными углами главного фасада, насчитывающего десять окон, разделённых равномерными простенками.  Фасадный декор выдержан в стиле развитого провинциального классицизма. Применённые декоративные формы не сложны, но создают репрезентативный облик уличных фасадов. Первый арочный этаж использовался под камеры для следственных заключённых и пожарную часть. В советский период вплоть до 1998 года в здании находился банк. В данный момент здание занимает МБУК «Историко-мемориальный музей А.Я. Яшина». Важнейшей составляющей музея является родительская усадьба писателя, лауреата Государственной премии А.Я. Яшина в д. Блудново (22 км от Никольска), изба построена в 1913 году, отцом писателя; мемориал А. Яшина на Бобришном Угоре (дом писателя, построенный в 1962 году, могила А. Яшина с памятником-надгробием, экскурсионно-экологическая тропа).

 Дом  Спирина (Центр традиционной народной культуры г. Никольска)

 

     Дом садовода — селекционера, исследователя и общественного деятеля Владимира Васильевича Спирина (1860-1938). Деревянный одноэтажный особняк с мезонином начала XX столетия.

    Деятельность Центра традиционной народной культуры началась в январе 1995 года. Сегодня в ЦТНК передается мастерство изготовления плотницких и столярных изделий, берестоплетения, ткачества и вышивки, соснового корнеплетения, росписи по дереву и бересте. Учреждение работает по комплексному проекту  «Возвращение к истокам»:

1.Познавательно-игровая программа «Солнцеворот»

2. Познавательно-обучающая программа «Традиции никольской народной кухни»

3. Эколого-краеведческая программа «Вторая жизнь сада Спириных»

4.Познавательно – обучающая программа «Никольские ремесла. История и современность

5. Познавательная программа «Кого ты помнишь, старый дом».

Экскурсии Центра: «Дом, где живут ремёсла», трапеза «Угощение по-никольски», «Сад, раскрой свои секреты».

 

 
Суд.jpg
Земская аптека (Народный суд)

Бывшее здание земской аптеки доктора Перова М.А.

Здание было построено во второй половине  XIX века. До 1917 года здесь находилась аптека. Памятник является двухэтажным кирпичным зданием. Уличный угол скруглен и покрыт полусферической кровлей. Объёмно-пространственная композиция разнообразится балконом во втором этаже, расположенным на скругленном углу основного объёма, а также навесами над парадным выходом. Фасадный декор выдержан в формах, характерных для классицизма.

 
Дом М.А. Перова – земского врача.

Михаил Автономович Перов - врач, заведующий земской больницей. 50 лет своей жизни посвятил развитию здравоохранения в никольском крае. По его ходатайству и содействию в 1893 – 1911 г.г. в Никольске были построены здания земской больницы. М.А. Перов был женат на дочери купца П.А. Ильина, владельца винокуренного завода, и этот дом  Петра Алексеевич подарил своему зятю.

Большой купеческий особняк выделяется из купеческой застройки своими размерами и фасадным декором в манере эклектики, в технике кирпичной кладки. Над входом в здание имеется большой односкатный навес на четырёх консолях с завитками. Композиция фасадов лишена симметрии. Декор фасадов весьма насыщен и изобилует горизонтальными членениями. В настоящее время в здании располагается Управление образования Никольского муниципального района. 

 
Дом купца Шумилова. 

Дом великоустюгского купца Шумилова. Это здание с первым кирпичным и вторым деревянным этажами, с двумя небольшими мезонинами, было построено в 1913 году.

Никольская центральная районная библиотека была открыта 25 августа 1874 года. Инициаторами создания публичной библиотеки в Никольске стали Григорий Николаевич Потанин, знаменитый географ, этнограф и путешественник, и учитель русского языка духовного училища Иван Степанович Кубасов.

Дом Сацердотова.

Памятник деревянной архитектуры конца 19 века. Имеет оригинальную объёмно-пространственную композицию. Наряду с мезонином, который проходит по продольной, меридиональной оси дома, в задней (южной) части здания по бокам мезонина устроены два помещения, образующие второй этаж. Композиция главного фасада сохранила традиционную для особняка с мезонином симметрию, а боковые фасады имеют явно выраженную ассиметричную композицию с одноэтажной северной и двухэтажной южной частями. На заднем (южном) фасаде дома кровля мезонина вынесена вперёд и образует треугольный фронт с полукруглым вырезом в средней части.

 
Городское училище (Учебное здание МБОУ "СОШ №1 г.Никольска").

В 1837 году в небольшом уездном городке Никольске было открыто Приходское училище для детей чиновников, мещан и купцов. В 1873 году Приходское училище было преобразовано в Городское училище для мальчиков. В 1914 году завершилось строительство каменного здания. Сохранившийся корпус Городского училища построен в манере эклектики. Его отличают фасадный декор кирпичной кладки и асимметричное решение уличного фасада, который завершается высоким куполом-ризалитом по левой стороне. На куполе сохранился восьмигранный барабан от главки домовой церкви. 

Женская гимназия (Здание пришкольного итерната МБОУ "СОШ №1 г.Никольска").

В 1872 году в г. Никольске было открыто первое учебное заведение для девочек – одноклассное женское начальное училище, которое в дальнейшем было преобразовано в прогимназию, а 1909 году – в женскую гимназию. Это двухэтажный деревянный дом с декором, построенный в стиле классицизма. Сегодня – это здание школьного интерната.

 
Духовное училище (Учебное здание №3 МБОУ "СОШ №1 г.Никольска").

В прошлом – главный корпус Духовного училища. Открытие Никольского Духовного училища состоялось 17 декабря 1822 года. Первый смотритель училища – выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия Василий Иванович Нордов.

Первыми учащимися училища стали ученики Великоустюгского и Тотемского приходских училищ, которых перевели для завершения обучения. Со временем здесь стали получать знания дети  местного духовенства и выходцы из других сословий. Поступали в училище мальчики шести- и семилетнего возраста. После революции в здании размещался Педагогический техникум. 

 
Религиозные объекты и объекты паломничества:

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1888 – 1906 гг.) г. Никольск. 

Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь её Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная. Решение о возведении в городе Никольске каменной Казанской церкви было принято Великоустюжским Духовным Правлением. 13 июля 1891 года была произведена закладка будущего архитектурного строения. В 1905 году строительные работы по проекту губернского архитектора Ф.Ю. фон Фриде были окончены. В дальнейшем мастера продолжили трудиться над иконостасными работами. Объект возводился только на добровольные пожертвования. 14 декабря 1905 года главный престол храма был освещён в честь Казанской иконы Божией Матери. В храме было два придела: южный - Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и северный - во имя преподобного Сергия Радонежского, Чудотворца.

Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большой колокольней, которая была разрушена. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трёхметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом. Декор строгий и выразительный. По своему облику храм напоминал самые древние храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несёт на себе печать русской архитектуры 19 века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии.
Сначала Казанскую церковь приписали к Сретенскому собору. Самостоятельным приходом он стал только в 20-е годы ХХ века. Но в 1935 году храм пришлось закрыть. Почти двадцать лет здание пребывало в запустении, а в середине 50-х годов сломали колокольню и помещения использовались различными организациями. Последняя из них – Никольский Межхозяйственный лесхоз, церковь использовали как мукомольню.
Возрождение храма началось в 90-е годы XX в. Мельницу демонтировали, а здание передали Никольской общине верующих.

 

 
Сретенский собор.

Каменная пятиглавая церковь с ярусной колокольней построена на месте обветшавшего деревянного Никольского храма, возведённого на месте явления иконы Николая Чудотворца. Собор строили с 1788 по 1833 год всем миром: и крестьяне, и горожане, и иные благотворители. Проектировал храм губернский архитектор Пётр Бортников.

В  советский период колокольня и купольная часть храма были разобраны, в здании разместился районный Дом культуры. После пожара 1987 года здание сильно повреждено. Долгое время здание пустовало. В настоящее время ведутся консервационно-восстановительные работы. 

Расположен Собор в центре города, рядом с городским парком.

Церковь в честь Михаила Архангела в д.Аргуново.

В деревне Аргуново сохранился интересный ансамбль двух каменных церквей, одна из которых холодная одноэтажная, в честь Архангела Михаила, а вторая теплая двухэтажная в честь Преображения Господня и Георгия Победоносца.

Церковь Михаила Архангела была построена в середине XIX века на месте деревянной. Она была каменной одноэтажной, пятиглавой, с колокольней. В 1883 г. эта церковь была разобрана, а на ее месте построили новую каменную церковь, более вместительную. В советское время в церкви Михаила Архангела был расположен аргуновский хлебозавод. За годы эксплуатации стены и потолки внутренних помещений покрылись толстым налётом сажи и копоти от сжигаемого в печах угля.

В настоящее время Церковь Михаила Архангела полуразрушена, ведутся восстановительные работы.

 

Церковь в честь Георгия Победоносца в д.Аргуново.

В деревне Аргуново сохранился интересный ансамбль двух каменных церквей, одна из которых холодная одноэтажная, в честь Архангела Михаила, а вторая теплая двухэтажная в честь Преображения Господня и Георгия Победоносца.
Согласно сообщениям писцовых книг 1627 года, на месте этих церквей стояли одноименные деревянные церкви, которые впоследствии были разобраны, так как не вмещали всех желающих. Строительство каменной Георгиевской церкви началось в 1834 году, сразу же после завершения строительных работ на Сретенском соборе г. Никольска. Всего скорее, что эти церкви строила одна и та же бригада, так как в их декоративном убранстве прослеживается аналогия, а именно элементы классицизма -рустовка первого этажа, полуколонны второго этажа, наличие окон.
Георгиевская церковь двухэтажная, имеет довольно внушительные объемы большого четверика и сильно развитую двухэтажную трапезную. По всей видимости над трапезной находилась колокольня, которая по каким-то причинам была ликвидирована и на ее месте устроена небольшая главка. Первый этаж церкви был теплым. В нем находились резной трехъярусный иконостас с резными вратами, восемь медных отбеленных лампад и медное паникадило с хрустальным шаром. Во втором холодном этаже церкви иконостас был трехъярусный столярной работы с 14-ю колоннами, крашеными под мрамор. Кроме того, стены храма были расписаны. К сожалению в настоящее время живопись значительно утрачена.
В советское время в церкви Георгия Победоносца был расположен склад промтоваров и хозяйственного имущества колхоза.
В настоящее время Георгиевская церковь является действующей, она постепенно восстанавливается. Подробнее: vk.com/club155397616

 

 

 

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (каменная и деревянная) в пос. Дуниловский.  

Строительство Казанской церкви связано с Чудотворной иконой Божьей Матери, которая была явлена крестьянину Диомиду Крохалевскому 12 июля (по новому стилю) 1677 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, на месте слияния речки Дуниловки и реки Юг.
Диомид сидел на берегу и ловил рыбу. Внезапно его внимание привлек некий предмет, находящийся неподалеку. Он увидел икону, стоящую вертикально на сухих сучьях, никем не поддерживаемую. От иконы исходил необыкновенный свет. Пораженный удивительным явлением Диомид стал молиться, затем высек в большом дереве углубление и поставил туда икону, а сам поспешил в ближайшее селение, чтобы поведать о случившемся. Благая весть быстро разнеслась по округе – люди из окрестных сел и деревень спешили поклониться новоявленной иконе Пресвятой Богородицы. По прошествии времени стараниями верующих на месте явления была поставлена часовня.
Со временем в народе зародилась мысль о построении рядом с часовней деревянного храма, но место, где стояла часовня, было низменным и подвергалось весенним наводнениям, а поэтому неудобным для строительства, и было решено кинуть жребий, дабы сама Богородица назначила место своему храму. Кинутый жребий (стрела, пущенная из лука) пал на противоположный берег реки, где около 1700-х годов и была поставлена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Точная дата постройки деревянной церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери неизвестна, но можно предположить, что она построена до 1699 года, по благословению епископа Великоустюжского Александра. Построенная деревянная церковь была освящена 26 ноября 1712 г.
В XVIII веке здесь была основана Дуниловская Богородицкая пустынь – небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности, но в XIX веке пустынь возродилась и имела при себе небольшое хозяйство, богадельню (дом для престарелых и немощных людей), школу и библиотеку. В таком виде обитель дожила до 20-х годов XX столетия.
В 1857 году вместо обветшавшей старой часовни на месте явления иконы была поставлена новая, а поскольку посещения паломниками пустыни с каждым годом увеличивались, и деревянная церковь уже не могла вмещать всех молящихся, началось строительство новой каменной церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери. Храм сооружался на пожертвования богомольцев и чтителей Чудотворной Дуниловской иконы, и в 1865 году строительство было закончено.
В советское время в храме разместился клуб, колокольня была снесена. В 1991 году храм был передан церковной общине, началось его восстановление, возобновлена традиция крестных ходов из Никольска в Дунилово.

 

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в с.Лоха.

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в современном виде строилась с 8 сентября 1873 года по 12 июня 1889 года. Работы по благолепию не прекращались до 1918 года.
Первоначально строительство церкви начиналось на правом берегу, фундамент закладывали три раза, но он разрушался. Кирпич на строительство изготовляли сами жители уезда, а чаще всего его приносили прихожане сырцом в пестерях и корзинах. Глину на изготовление кирпича брали около деревни Крутиха (Балясино). Здесь, на берегу реки Юг, кирпичи обжигали в ямах. С помощью блоков кирпич поднимался наверх.

Церковь состоит из двух этажей: нижнего-теплого и верхнего-холодного. Территория вокруг церкви была обнесена изгородью, но въездные ворота сделаны из кирпича и железа. Около ворот была сторожка, в которой жили сторожа, охраняющие церковные постройки. Попы и священники жили около церкви, на берегу реки Юг. В настоящее время дома не сохранились. Коридор и пол был выстлан паркетом белого и коричневого цвета. Пол церкви от дверей до конца стены был выложен паркетной дорожкой белого и коричневого цвета. В верхней части церкви под куполом лики святых выполненные масляными красками и позолотой. Расписывали церковь приезжие специалисты. Как в верхней, так и в нижней церкви окна зарешечены железными прутьями. Большой купол весил 250 пудов, только язык - 9 пудов. Колокола были привезены из В-Устюга в марте 1901 года. . На колокольню поднимали всем миром: народу собралось много, и канаты протянулись до деревни Большой Двор.

В начале 1930-х годов церковь была закрыта, а на следующий год в ней создали хлебоприемный пункт. Все церковное имущество и инвентарь разобрали и сложили в сторожку и навесили замок. В 1935 г. с колокольни сбросили все колокола, один средний упал на крышу паперти, повредив ее. В предвоенные, военные и послевоенные годы в церкви хранили хлеб для государства. В 1961 году церковь была куплена колхозом. В ней хранился колхозный хлеб, находилась сортировка зерна и хранились удобрения. Постепенно церковь пришла в плачевное состояние.
В настоящее время храм восстановлен.

Церковь Преображения Господня в д.Дёмино.

Двухэтажное деревянное здание церкви было перевезено из д. Старины в 1923 г. Два года - весь 1923 и 1924 г.г. заняли разбор, перевозка и установка церковного здания на новом месте, а также его внутреннее оборудование и окончательная отделка. Освящена осенью 1924 г. во имя Спаса Преображения Господня. В знак отличия от функционирующих тогда своих соседок Верхне-Кемской и Нижне-Кемской Николаевских церквей, в официальных документах она была названа Средне-Кемской.
В 1931 г. Деминская церковь была закрыта. В течении 70 лет здание церкви использовалось не по назначению. В 1996 году жители д. Дёмино стали ходатайствовать об открытии церкви. В 2000 году, после ремонта снаружи и изнутри, вновь начались службы. Так, всеобщими усилиями возродили церковь. И снова, как в давнее время, онa стоит, красуется, будит сельчан своим колокольным звоном.

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в д.Пермас.

Первоначальная церковь в деревне Пермас была заложена 14 сентября 1853 года согласно указу Святейшего Правительствующего Синода от 9 июля 1852 года за № 4954. В течение 1854-1855 годов «тщанием прихожан» была выстроена деревянная одноэтажная, тёплая, на каменном фундаменте, но маловместительная церковь. Рядом с церковным зданием, отдельно на столбах с шатровым верхом, стояла колокольня. 5 декабря 1855 года новая церковь была освящена. В ней был всего один престол – «во имя Честного и Животворящего Креста Господня».
В 1872 году епархиальное начальство согласно прошению прихожан разрешило постройку новой каменной церкви. Закладка нового тёплого каменного храма в одной связи с колокольнею была произведена 14 сентября 1895 года. 11 ноября 1895 года можно считать годом завершения большого и святого дела – возведения великолепного тёплого церковного здания. Сотни прихожан пожертвовали средства на постройку красавца храма. В 1904 году к тёплому храму начали пристраивать холодный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В 1910 году были завершены каменные работы в холодном храме. Церковь была покрыта кровельным железом и покрашена железной краской, снаружи отбелена и внутри отштукатурена.
В годы советской власти в храме долгое время был колхозный склад для зерна, но самый большой урон церкви был нанесён в 90-х годах, когда в ней был устроен сельский клуб. Усилиями жителей Пермасского поселения клуб закрыли и перенесли в другое место, а церковь более 10 лет оставалась пустой и заброшенной. В настоящее время сохранился только летний, холодный храм. Придел во имя Святителя Николая Чудотворца разрушен.
Одним из инициаторов восстановления церкви является Наталья Александровна Попова-Яшина, дочь писателя А.Я. Яшина. За период с апреля по сентябрь 2010 года, усилиями прихожан с благословения отца Александра Мелкова, нынешнего настоятеля Казанского храма г. Никольска, было сделано многое, чтобы сохранить храм от дальнейшего разрушения. На первом сборе жителей внутри церкви и вокруг неё был убран мусор. Большая и трудная работа была проведена по ликвидации перекрытия бывшего клуба, которое нанесло существенные разрушения колоннам и стенам храма. Проведены работы по остеклению окон; работы по восстановлению входа с его исторической западной стороны. В настоящее время ремонтные работы продолжаются на пожертвования прихожан.

 

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д.Вахнево.

Вахневская Покровская церковь построена в 1901 году. 4 ноября 1910 года состоялось освящение вновь воздвигнутого храма в честь Пресвятой Богородицы Честного Его Покрова. Храм каменный, теплый. В 1931 году Вахневский Покровский храм, как и многие другие храмы России, постигла страшная участь – его закрыли.

В настоящее время ведутся восстановительные работы на благотворительные средства. Помочь в этом деле может каждый, подробнее: vk.com/vahnevo

 

Церковь в честь происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в д.Завражье.

Великолепный кирпичный храм был возведен вместо деревянной церкви в 1874 году в д. Завражье на речке Анданге. Деревянная церковь в приходе существовала более 100 лет и сильно обветшала. Каменная же церковь строилась в два этапа: в 1861 г. построен тёплый храм, в 1874 г. - холодный. Колокольня в одной связи с храмом. Церковь строилась из кирпичей, глину возили из Верхнего Рыстюга.
Церковь располагала тремя престолами. Главный престол, по которому именовалась церковь: во имя Происхождения Честных Древ – находился в холодном храме, освещение его было проведено 2 октября 1889 года. Теплый храм располагал двумя престолами: южный-Богоявленский, был освещен 05 октября 1863 года, да северный – во имя Киево-Печорской Божией Матери, освещен 13 декабря 1869 году.
В храме совершались все таинства Святой Православной Церкви. Читались пастырские беседы, давались добрые советы. На церковные службы в праздники собиралось множество людей – все жители от мала до велика. 12 января 1887 году по инициативе отца Иоанна Андреева была открыта церковно-приходская школа – первое учебное заведение на Завражской земле.
17 мая 1928 года неизвестными было совершено проникновение в церковь и похищено все имущество. Последний священник на Завражской земле служил с 29 ноября 1926 по сентябрь 1936 года.
В 1936 году храм был закрыт и превращен в склад колхоза «Искра Ленина».
В 1994 году храм стал возрождаться усилиями настоятеля прихода во имя Казанской иконы Божией Матери отца Сергия Колчеева (ныне усопшего) и прихожан. Закрыли крышу теплого храма железом, построили крылечко. Вокруг церкви находится кладбище, его огородили. В настоящее время ведется ремонт храма на пожертвования прихожан.

 

 

Объекты территории, с которыми связаны легенды

«Анфалова могила» и «Бабья дорога»

(Местонахождение:на 11 км от отворотки на д. Дунилово. Недалеко от впадения речки Анданги в Юг на вершине песчаного холма, поросшего сосновым лесом).

Предания прочно связывают с этим загадочным местом последний приют легендарного новгородского боярина Анфала Никитина. Еще в прошлом веке крестьяне говорили о будто бы существовавшей древней рукописи, повествующей о жизни и деяниях Анфала. Указывалось и место ее предполагаемого хранения – упраздненная к тому времени Дуниловская пустынь. Сама яма, выкопанная на месте предполагаемой могилы, своим происхождением также связана со слухами о несметных сокровищах, якобы похороненных вместе с их владельцем. По одной из народных легенд, боярин Анфал попал в эти глухие и укромные места, спасаясь от преследования своих соотечественников-новгородцев. Здесь же он и скончался, а его воины основали поселения, которые стали называться Андангскими починками. Другая версия этой легенды указывает и на непосредственную причину гибели Анфала. Его самого и пришедшую с ним дружину якобы погубили местные богатыри Лазарь и Абатуров, а останки вожака новгородцев по древней традиции были сожжены на огромном погребальном костре. К тому же, передают краеведы, здесь, в 40—50 метрах от современной дороги на Дунилово, сподвижниками Анфала был воздвигнут памятно-поминальный крест, к которому, по местному преданию, приходили сестра Анфала Ольга (по другой версии, это была его жена, имя которой предание не сохранило) и жены его соратников для поминовения погибших. Женщины протоптали в лесу прямую тропу. Эта тропа, протянувшаяся до Пермасских починков, до сих пор зовется «бабьей дорогой».

 

       

«Дормидонтов колодец»

( Местонахождение: от г. Никольска до д. Скочково 21 км. Около 5 км пешим ходом за д. Скочково, по лесной дороге)

В 19 веке в д.Скочково жил праведник Дормидонт Ракутин (Рокутин).Это был сильный духом и добрый человек, защитник крестьянства. Около старого болота, на Печищах, за полями Дормидонт вырыл глубокий колодец, из которого в сенокос и уборочную страду люди до сих пор берут чистую воду. На склоне горы расчистил подход к роднику, сделал небольшую плотину и водой из того родника лечил приходивших туда больных и немощных людей.
У Дормидонта было желание построить храм во имя Ахтырской Иконы Божией Матери. Не сбылась мечта построить святую Церковь на Горе за деревней Скочково, остались память о нем, ручей да колодец его имени.

 

     

«Святое местечко Борок»

( Местонахождение:50 км по трассе Никольск – Вологда, д. Чернцово, указатель «Святой источник»)

Считается, что Север России находится под попечительством Тихвинской иконы Божией Матери.
По местному преданию, 9 июля 1700 года работающему в поле крестьянину было видение Богородицы. На одной из могучих сосен небольшого бора на высоком угоре (Борок) близ деревни нашли икону Божией Матери. Внизу же, под угором , на огромном камне, лежащем в русле протекающей небольшой речки, отпечатался Богородицын след. Жители деревни были верующие и богобоязненные. Решили они построить на Борке, под угором, небольшую деревянную часовню в память о явлении Бого-родицы. Навозили из лесу бревен и стали рубить сруб. На другой день обнаружили, что сруб исчез. Стали искать и нашли его на вершине Борка. Поняли строители, что сама Богородица указывает им место строительства часовни там, где оставила она икону Своего Рождества. Решено было трудами христиан построить на этом месте деревянную церковь, а в XIX веке – каменную. У входа в храм и росла та самая вековая сосна, на которой и была обнаружена явленная икона. Икона позже была перенесена в новый храм в деревне Аргуново. Ежегодно 9 июля верующие совершают крестный ход из Аргуново на Борок.
14 октября 2004 года на праздник Покрова Божией Матери была освящена новая часовня. Паломники не только из Никольского района, но и со всей Вологодской области, Костромской и Архангельской ежегодно собираются 9 июля в день Тихвинской иконы Божией Матери в местечке Борок совершить 4-х километровый крестный ход из деревни Аргуново, набрать воды и умыться в святом источнике, поклониться Пресвятой Богородице.

 

     Объекты природно - заповедного фонда

На территории Никольского района находится 5 заказников и 3 памятника природы. Заказники: Кудринский бор, Яшкин бор, Гладкий бор, Кемский бор и Бобришный Угор. Памятники природы: Урочище Лопата, Талицкий лес, геологическое обнажение на реке Шарженьге.

Из этих природных территорий выделяется ландшафтно - мемориальный заказник "Бобришный Угор", который имеет статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

       

«Не побывать здесь - значит не узнать до конца свою Россию!» - так отзываются гости об этом удивительном месте. На высокой круче берега Юг–реки выстроил когда – то писатель свой «охотничий» дом», который окружает Чистый бор ландшафтно – мемориального заказника Бобришный Угор. «...Когда попадаешь в этот бор, понимаешь, почему он так назван. Прямые гладкие стволы - как выстрелы из-под земли. Где-то наверху темные кроны деревьев - своды сосен. А внизу белый, чуть-чуть светло-зеленый, светлый сухой мох ковром и брусничник на нем» (из воспоминаний Натальи Яшиной, дочери А.Яшина).
Бобришный Угор - место удивительной красоты, место потаённое и одновременно светлое, именно отсюда начал свой жизненный и творческий путь Александр Яшин; здесь он искал и находил источник вдохновения, поддержку и силы. В этом чуде земли Никольской совмещаются красота северной природы (Угор, Чистый бор), рукотворные чудеса (деревенский домик, 1962 год постройки, памятник – надгробие скульптора Михалёва, 1975 г.) и историческая память.
Посещение Бобришного Угора включено в экскурсионные маршруты. Сюда приезжает и приходит много людей, как известных, так и неизвестных. В настоящее время Бобришный Угор – самое посещаемое место в Никольском районе. Гости с удовольствием проходят по Чистому бору по экологической тропе, не забыв перед этим заглянуть в охотничий дом писателя.

Ресторан «Камелия»

Услуги: живая музыка, организация банкетов, корпоративов и свадеб

Количество мест: 60-120

Адрес: ул. Заводская, 18

Телефон:  8 (817 54) 2-16-50

 

Кафе «Рубин»

Услуги: организация банкетов, корпоративов и свадеб

Количество мест: общий зал -25 мест, банкетный зал-10 мест

Адрес: д. Козловка

Телефон: 8 (817 54) 4-41-04


Ресторан «Престиж»

Услуги: живая музыка, организация банкетов, корпоративов и свадеб

Количество мест: общий зал  - 48 мест, каминный зал – 6 мест, конференц - зал -  20 мест

Адрес: ул. Ленина, 22

Телефон: 8-921-05-55-433

 

Кафе «Заречье»

Услуги: живая музыка, организация банкетов, корпоративов и свадеб

Количество мест:  общий зал  - 120 мест, банкетный зал-  20 мест, банкетный зал – 12 мест

Адрес: ул. Кузнецова, 46 - б

Телефон:  8 (817 54) 2-29-51, 8-921-127-25-63

 

Кемпинг «Метелица»

Количество мест:  общий зал  - 20 мест, банкетный зал-  12 мест

Адрес: д. Фомино

Телефон: 8 -921-065-12-65

 

Вход

Последние новости на сайте:

ВВерх