Пожалуйста, подождите...
Яндекс.Метрика
меню

Достопримечательности:

Объекты культурного наследия:

 Здание Присутственных мест. Позднее – Казначейство. (Историко-мемориальный музей А.Я. Яшина)

Здание построено в 1835 году никольским купцом Лешуковым.  Присутственные места занимали большое двухэтажное кирпичное здание со скругленными углами главного фасада, насчитывающего десять окон, разделённых равномерными простенками.  Фасадный декор выдержан в стиле развитого провинциального классицизма. Применённые декоративные формы не сложны, но создают репрезентативный облик уличных фасадов. Первый арочный этаж использовался под камеры для следственных заключённых и пожарную часть. В советский период вплоть до 1998 года в здании находился банк. В данный момент здание занимает МБУК «Историко-мемориальный музей А.Я. Яшина». Важнейшей составляющей музея является родительская усадьба писателя, лауреата Государственной премии А.Я. Яшина в д. Блудново (22 км от Никольска), изба построена в 1913 году, отцом писателя; мемориал А. Яшина на Бобришном Угоре (дом писателя, построенный в 1962 году, могила А. Яшина с памятником-надгробием, экскурсионно-экологическая тропа).

 Дом  Спирина (Центр традиционной народной культуры г. Никольска)

 

     Дом садовода — селекционера, исследователя и общественного деятеля Владимира Васильевича Спирина (1860-1938). Деревянный одноэтажный особняк с мезонином начала XX столетия.

    Деятельность Центра традиционной народной культуры началась в январе 1995 года. Сегодня в ЦТНК передается мастерство изготовления плотницких и столярных изделий, берестоплетения, ткачества и вышивки, соснового корнеплетения, росписи по дереву и бересте. Учреждение работает по комплексному проекту  «Возвращение к истокам»:

1.Познавательно-игровая программа «Солнцеворот»

2. Познавательно-обучающая программа «Традиции никольской народной кухни»

3. Эколого-краеведческая программа «Вторая жизнь сада Спириных»

4.Познавательно – обучающая программа «Никольские ремесла. История и современность

5. Познавательная программа «Кого ты помнишь, старый дом».

Экскурсии Центра: «Дом, где живут ремёсла», трапеза «Угощение по-никольски», «Сад, раскрой свои секреты».

 

 
Суд.jpg
Земская аптека (Народный суд)

Бывшее здание земской аптеки доктора Перова М.А.

Здание было построено во второй половине  XIX века. До 1917 года здесь находилась аптека. Памятник является двухэтажным кирпичным зданием. Уличный угол скруглен и покрыт полусферической кровлей. Объёмно-пространственная композиция разнообразится балконом во втором этаже, расположенным на скругленном углу основного объёма, а также навесами над парадным выходом. Фасадный декор выдержан в формах, характерных для классицизма.

 
Дом М.А. Перова – земского врача.

Михаил Автономович Перов - врач, заведующий земской больницей. 50 лет своей жизни посвятил развитию здравоохранения в никольском крае. По его ходатайству и содействию в 1893 – 1911 г.г. в Никольске были построены здания земской больницы. М.А. Перов был женат на дочери купца П.А. Ильина, владельца винокуренного завода, и этот дом  Петра Алексеевич подарил своему зятю.

Большой купеческий особняк выделяется из купеческой застройки своими размерами и фасадным декором в манере эклектики, в технике кирпичной кладки. Над входом в здание имеется большой односкатный навес на четырёх консолях с завитками. Композиция фасадов лишена симметрии. Декор фасадов весьма насыщен и изобилует горизонтальными членениями. В настоящее время в здании располагается Управление образования Никольского муниципального района. 

 
Дом купца Шумилова. 

Дом великоустюгского купца Шумилова. Это здание с первым кирпичным и вторым деревянным этажами, с двумя небольшими мезонинами, было построено в 1913 году.

Никольская центральная районная библиотека была открыта 25 августа 1874 года. Инициаторами создания публичной библиотеки в Никольске стали Григорий Николаевич Потанин, знаменитый географ, этнограф и путешественник, и учитель русского языка духовного училища Иван Степанович Кубасов.

Дом Сацердотова.

Памятник деревянной архитектуры конца 19 века. Имеет оригинальную объёмно-пространственную композицию. Наряду с мезонином, который проходит по продольной, меридиональной оси дома, в задней (южной) части здания по бокам мезонина устроены два помещения, образующие второй этаж. Композиция главного фасада сохранила традиционную для особняка с мезонином симметрию, а боковые фасады имеют явно выраженную ассиметричную композицию с одноэтажной северной и двухэтажной южной частями. На заднем (южном) фасаде дома кровля мезонина вынесена вперёд и образует треугольный фронт с полукруглым вырезом в средней части.

 
Городское училище (Учебное здание МБОУ "СОШ №1 г.Никольска").

В 1837 году в небольшом уездном городке Никольске было открыто Приходское училище для детей чиновников, мещан и купцов. В 1873 году Приходское училище было преобразовано в Городское училище для мальчиков. В 1914 году завершилось строительство каменного здания. Сохранившийся корпус Городского училища построен в манере эклектики. Его отличают фасадный декор кирпичной кладки и асимметричное решение уличного фасада, который завершается высоким куполом-ризалитом по левой стороне. На куполе сохранился восьмигранный барабан от главки домовой церкви. 

Женская гимназия (Здание пришкольного итерната МБОУ "СОШ №1 г.Никольска").

В 1872 году в г. Никольске было открыто первое учебное заведение для девочек – одноклассное женское начальное училище, которое в дальнейшем было преобразовано в прогимназию, а 1909 году – в женскую гимназию. Это двухэтажный деревянный дом с декором, построенный в стиле классицизма. Сегодня – это здание школьного интерната.

 
Духовное училище (Учебное здание №3 МБОУ "СОШ №1 г.Никольска").

В прошлом – главный корпус Духовного училища. Открытие Никольского Духовного училища состоялось 17 декабря 1822 года. Первый смотритель училища – выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия Василий Иванович Нордов.

Первыми учащимися училища стали ученики Великоустюгского и Тотемского приходских училищ, которых перевели для завершения обучения. Со временем здесь стали получать знания дети  местного духовенства и выходцы из других сословий. Поступали в училище мальчики шести- и семилетнего возраста. После революции в здании размещался Педагогический техникум. 

 
Религиозные объекты и объекты паломничества:

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1888 – 1906 гг.) г. Никольск. 

Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь её Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная. Решение о возведении в городе Никольске каменной Казанской церкви было принято Великоустюжским Духовным Правлением. 13 июля 1891 года была произведена закладка будущего архитектурного строения. В 1905 году строительные работы по проекту губернского архитектора Ф.Ю. фон Фриде были окончены. В дальнейшем мастера продолжили трудиться над иконостасными работами. Объект возводился только на добровольные пожертвования. 14 декабря 1905 года главный престол храма был освещён в честь Казанской иконы Божией Матери. В храме было два придела: южный - Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и северный - во имя преподобного Сергия Радонежского, Чудотворца.

Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большой колокольней, которая была разрушена. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трёхметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом. Декор строгий и выразительный. По своему облику храм напоминал самые древние храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несёт на себе печать русской архитектуры 19 века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии.
Сначала Казанскую церковь приписали к Сретенскому собору. Самостоятельным приходом он стал только в 20-е годы ХХ века. Но в 1935 году храм пришлось закрыть. Почти двадцать лет здание пребывало в запустении, а в середине 50-х годов сломали колокольню и помещения использовались различными организациями. Последняя из них – Никольский Межхозяйственный лесхоз, церковь использовали как мукомольню.
Возрождение храма началось в 90-е годы XX в. Мельницу демонтировали, а здание передали Никольской общине верующих.

 

 
Сретенский собор.

Каменная пятиглавая церковь с ярусной колокольней построена на месте обветшавшего деревянного Никольского храма, возведённого на месте явления иконы Николая Чудотворца. Собор строили с 1788 по 1833 год всем миром: и крестьяне, и горожане, и иные благотворители. Проектировал храм губернский архитектор Пётр Бортников.

В  советский период колокольня и купольная часть храма были разобраны, в здании разместился районный Дом культуры. После пожара 1987 года здание сильно повреждено. Долгое время здание пустовало. В настоящее время ведутся консервационно-восстановительные работы. 

Расположен Собор в центре города, рядом с городским парком.

Церковь в честь Михаила Архангела в д.Аргуново.

В деревне Аргуново сохранился интересный ансамбль двух каменных церквей, одна из которых холодная одноэтажная, в честь Архангела Михаила, а вторая теплая двухэтажная в честь Преображения Господня и Георгия Победоносца.

Церковь Михаила Архангела была построена в середине XIX века на месте деревянной. Она была каменной одноэтажной, пятиглавой, с колокольней. В 1883 г. эта церковь была разобрана, а на ее месте построили новую каменную церковь, более вместительную. В советское время в церкви Михаила Архангела был расположен аргуновский хлебозавод. За годы эксплуатации стены и потолки внутренних помещений покрылись толстым налётом сажи и копоти от сжигаемого в печах угля.

В настоящее время Церковь Михаила Архангела полуразрушена, ведутся восстановительные работы.

 

Церковь в честь Георгия Победоносца в д.Аргуново.

В деревне Аргуново сохранился интересный ансамбль двух каменных церквей, одна из которых холодная одноэтажная, в честь Архангела Михаила, а вторая теплая двухэтажная в честь Преображения Господня и Георгия Победоносца.
Согласно сообщениям писцовых книг 1627 года, на месте этих церквей стояли одноименные деревянные церкви, которые впоследствии были разобраны, так как не вмещали всех желающих. Строительство каменной Георгиевской церкви началось в 1834 году, сразу же после завершения строительных работ на Сретенском соборе г. Никольска. Всего скорее, что эти церкви строила одна и та же бригада, так как в их декоративном убранстве прослеживается аналогия, а именно элементы классицизма -рустовка первого этажа, полуколонны второго этажа, наличие окон.
Георгиевская церковь двухэтажная, имеет довольно внушительные объемы большого четверика и сильно развитую двухэтажную трапезную. По всей видимости над трапезной находилась колокольня, которая по каким-то причинам была ликвидирована и на ее месте устроена небольшая главка. Первый этаж церкви был теплым. В нем находились резной трехъярусный иконостас с резными вратами, восемь медных отбеленных лампад и медное паникадило с хрустальным шаром. Во втором холодном этаже церкви иконостас был трехъярусный столярной работы с 14-ю колоннами, крашеными под мрамор. Кроме того, стены храма были расписаны. К сожалению в настоящее время живопись значительно утрачена.
В советское время в церкви Георгия Победоносца был расположен склад промтоваров и хозяйственного имущества колхоза.
В настоящее время Георгиевская церковь является действующей, она постепенно восстанавливается. Подробнее: vk.com/club155397616

 

 

 

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (каменная и деревянная) в пос. Дуниловский.  

Строительство Казанской церкви связано с Чудотворной иконой Божьей Матери, которая была явлена крестьянину Диомиду Крохалевскому 12 июля (по новому стилю) 1677 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, на месте слияния речки Дуниловки и реки Юг.
Диомид сидел на берегу и ловил рыбу. Внезапно его внимание привлек некий предмет, находящийся неподалеку. Он увидел икону, стоящую вертикально на сухих сучьях, никем не поддерживаемую. От иконы исходил необыкновенный свет. Пораженный удивительным явлением Диомид стал молиться, затем высек в большом дереве углубление и поставил туда икону, а сам поспешил в ближайшее селение, чтобы поведать о случившемся. Благая весть быстро разнеслась по округе – люди из окрестных сел и деревень спешили поклониться новоявленной иконе Пресвятой Богородицы. По прошествии времени стараниями верующих на месте явления была поставлена часовня.
Со временем в народе зародилась мысль о построении рядом с часовней деревянного храма, но место, где стояла часовня, было низменным и подвергалось весенним наводнениям, а поэтому неудобным для строительства, и было решено кинуть жребий, дабы сама Богородица назначила место своему храму. Кинутый жребий (стрела, пущенная из лука) пал на противоположный берег реки, где около 1700-х годов и была поставлена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Точная дата постройки деревянной церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери неизвестна, но можно предположить, что она построена до 1699 года, по благословению епископа Великоустюжского Александра. Построенная деревянная церковь была освящена 26 ноября 1712 г.
В XVIII веке здесь была основана Дуниловская Богородицкая пустынь – небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности, но в XIX веке пустынь возродилась и имела при себе небольшое хозяйство, богадельню (дом для престарелых и немощных людей), школу и библиотеку. В таком виде обитель дожила до 20-х годов XX столетия.
В 1857 году вместо обветшавшей старой часовни на месте явления иконы была поставлена новая, а поскольку посещения паломниками пустыни с каждым годом увеличивались, и деревянная церковь уже не могла вмещать всех молящихся, началось строительство новой каменной церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери. Храм сооружался на пожертвования богомольцев и чтителей Чудотворной Дуниловской иконы, и в 1865 году строительство было закончено.
В советское время в храме разместился клуб, колокольня была снесена. В 1991 году храм был передан церковной общине, началось его восстановление, возобновлена традиция крестных ходов из Никольска в Дунилово.

 

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в с.Лоха.

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в современном виде строилась с 8 сентября 1873 года по 12 июня 1889 года. Работы по благолепию не прекращались до 1918 года.
Первоначально строительство церкви начиналось на правом берегу, фундамент закладывали три раза, но он разрушался. Кирпич на строительство изготовляли сами жители уезда, а чаще всего его приносили прихожане сырцом в пестерях и корзинах. Глину на изготовление кирпича брали около деревни Крутиха (Балясино). Здесь, на берегу реки Юг, кирпичи обжигали в ямах. С помощью блоков кирпич поднимался наверх.

Церковь состоит из двух этажей: нижнего-теплого и верхнего-холодного. Территория вокруг церкви была обнесена изгородью, но въездные ворота сделаны из кирпича и железа. Около ворот была сторожка, в которой жили сторожа, охраняющие церковные постройки. Попы и священники жили около церкви, на берегу реки Юг. В настоящее время дома не сохранились. Коридор и пол был выстлан паркетом белого и коричневого цвета. Пол церкви от дверей до конца стены был выложен паркетной дорожкой белого и коричневого цвета. В верхней части церкви под куполом лики святых выполненные масляными красками и позолотой. Расписывали церковь приезжие специалисты. Как в верхней, так и в нижней церкви окна зарешечены железными прутьями. Большой купол весил 250 пудов, только язык - 9 пудов. Колокола были привезены из В-Устюга в марте 1901 года. . На колокольню поднимали всем миром: народу собралось много, и канаты протянулись до деревни Большой Двор.

В начале 1930-х годов церковь была закрыта, а на следующий год в ней создали хлебоприемный пункт. Все церковное имущество и инвентарь разобрали и сложили в сторожку и навесили замок. В 1935 г. с колокольни сбросили все колокола, один средний упал на крышу паперти, повредив ее. В предвоенные, военные и послевоенные годы в церкви хранили хлеб для государства. В 1961 году церковь была куплена колхозом. В ней хранился колхозный хлеб, находилась сортировка зерна и хранились удобрения. Постепенно церковь пришла в плачевное состояние.
В настоящее время храм восстановлен.

Церковь Преображения Господня в д.Дёмино.

Двухэтажное деревянное здание церкви было перевезено из д. Старины в 1923 г. Два года - весь 1923 и 1924 г.г. заняли разбор, перевозка и установка церковного здания на новом месте, а также его внутреннее оборудование и окончательная отделка. Освящена осенью 1924 г. во имя Спаса Преображения Господня. В знак отличия от функционирующих тогда своих соседок Верхне-Кемской и Нижне-Кемской Николаевских церквей, в официальных документах она была названа Средне-Кемской.
В 1931 г. Деминская церковь была закрыта. В течении 70 лет здание церкви использовалось не по назначению. В 1996 году жители д. Дёмино стали ходатайствовать об открытии церкви. В 2000 году, после ремонта снаружи и изнутри, вновь начались службы. Так, всеобщими усилиями возродили церковь. И снова, как в давнее время, онa стоит, красуется, будит сельчан своим колокольным звоном.

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в д.Пермас.

Первоначальная церковь в деревне Пермас была заложена 14 сентября 1853 года согласно указу Святейшего Правительствующего Синода от 9 июля 1852 года за № 4954. В течение 1854-1855 годов «тщанием прихожан» была выстроена деревянная одноэтажная, тёплая, на каменном фундаменте, но маловместительная церковь. Рядом с церковным зданием, отдельно на столбах с шатровым верхом, стояла колокольня. 5 декабря 1855 года новая церковь была освящена. В ней был всего один престол – «во имя Честного и Животворящего Креста Господня».
В 1872 году епархиальное начальство согласно прошению прихожан разрешило постройку новой каменной церкви. Закладка нового тёплого каменного храма в одной связи с колокольнею была произведена 14 сентября 1895 года. 11 ноября 1895 года можно считать годом завершения большого и святого дела – возведения великолепного тёплого церковного здания. Сотни прихожан пожертвовали средства на постройку красавца храма. В 1904 году к тёплому храму начали пристраивать холодный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В 1910 году были завершены каменные работы в холодном храме. Церковь была покрыта кровельным железом и покрашена железной краской, снаружи отбелена и внутри отштукатурена.
В годы советской власти в храме долгое время был колхозный склад для зерна, но самый большой урон церкви был нанесён в 90-х годах, когда в ней был устроен сельский клуб. Усилиями жителей Пермасского поселения клуб закрыли и перенесли в другое место, а церковь более 10 лет оставалась пустой и заброшенной. В настоящее время сохранился только летний, холодный храм. Придел во имя Святителя Николая Чудотворца разрушен.
Одним из инициаторов восстановления церкви является Наталья Александровна Попова-Яшина, дочь писателя А.Я. Яшина. За период с апреля по сентябрь 2010 года, усилиями прихожан с благословения отца Александра Мелкова, нынешнего настоятеля Казанского храма г. Никольска, было сделано многое, чтобы сохранить храм от дальнейшего разрушения. На первом сборе жителей внутри церкви и вокруг неё был убран мусор. Большая и трудная работа была проведена по ликвидации перекрытия бывшего клуба, которое нанесло существенные разрушения колоннам и стенам храма. Проведены работы по остеклению окон; работы по восстановлению входа с его исторической западной стороны. В настоящее время ремонтные работы продолжаются на пожертвования прихожан.

 

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д.Вахнево.

Вахневская Покровская церковь построена в 1901 году. 4 ноября 1910 года состоялось освящение вновь воздвигнутого храма в честь Пресвятой Богородицы Честного Его Покрова. Храм каменный, теплый. В 1931 году Вахневский Покровский храм, как и многие другие храмы России, постигла страшная участь – его закрыли.

В настоящее время ведутся восстановительные работы на благотворительные средства. Помочь в этом деле может каждый, подробнее: vk.com/vahnevo

 

Церковь в честь происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в д.Завражье.

Великолепный кирпичный храм был возведен вместо деревянной церкви в 1874 году в д. Завражье на речке Анданге. Деревянная церковь в приходе существовала более 100 лет и сильно обветшала. Каменная же церковь строилась в два этапа: в 1861 г. построен тёплый храм, в 1874 г. - холодный. Колокольня в одной связи с храмом. Церковь строилась из кирпичей, глину возили из Верхнего Рыстюга.
Церковь располагала тремя престолами. Главный престол, по которому именовалась церковь: во имя Происхождения Честных Древ – находился в холодном храме, освещение его было проведено 2 октября 1889 года. Теплый храм располагал двумя престолами: южный-Богоявленский, был освещен 05 октября 1863 года, да северный – во имя Киево-Печорской Божией Матери, освещен 13 декабря 1869 году.
В храме совершались все таинства Святой Православной Церкви. Читались пастырские беседы, давались добрые советы. На церковные службы в праздники собиралось множество людей – все жители от мала до велика. 12 января 1887 году по инициативе отца Иоанна Андреева была открыта церковно-приходская школа – первое учебное заведение на Завражской земле.
17 мая 1928 года неизвестными было совершено проникновение в церковь и похищено все имущество. Последний священник на Завражской земле служил с 29 ноября 1926 по сентябрь 1936 года.
В 1936 году храм был закрыт и превращен в склад колхоза «Искра Ленина».
В 1994 году храм стал возрождаться усилиями настоятеля прихода во имя Казанской иконы Божией Матери отца Сергия Колчеева (ныне усопшего) и прихожан. Закрыли крышу теплого храма железом, построили крылечко. Вокруг церкви находится кладбище, его огородили. В настоящее время ведется ремонт храма на пожертвования прихожан.

 

 

Объекты территории, с которыми связаны легенды

«Анфалова могила» и «Бабья дорога»

(Местонахождение:на 11 км от отворотки на д. Дунилово. Недалеко от впадения речки Анданги в Юг на вершине песчаного холма, поросшего сосновым лесом).

Предания прочно связывают с этим загадочным местом последний приют легендарного новгородского боярина Анфала Никитина. Еще в прошлом веке крестьяне говорили о будто бы существовавшей древней рукописи, повествующей о жизни и деяниях Анфала. Указывалось и место ее предполагаемого хранения – упраздненная к тому времени Дуниловская пустынь. Сама яма, выкопанная на месте предполагаемой могилы, своим происхождением также связана со слухами о несметных сокровищах, якобы похороненных вместе с их владельцем. По одной из народных легенд, боярин Анфал попал в эти глухие и укромные места, спасаясь от преследования своих соотечественников-новгородцев. Здесь же он и скончался, а его воины основали поселения, которые стали называться Андангскими починками. Другая версия этой легенды указывает и на непосредственную причину гибели Анфала. Его самого и пришедшую с ним дружину якобы погубили местные богатыри Лазарь и Абатуров, а останки вожака новгородцев по древней традиции были сожжены на огромном погребальном костре. К тому же, передают краеведы, здесь, в 40—50 метрах от современной дороги на Дунилово, сподвижниками Анфала был воздвигнут памятно-поминальный крест, к которому, по местному преданию, приходили сестра Анфала Ольга (по другой версии, это была его жена, имя которой предание не сохранило) и жены его соратников для поминовения погибших. Женщины протоптали в лесу прямую тропу. Эта тропа, протянувшаяся до Пермасских починков, до сих пор зовется «бабьей дорогой».

 

       

«Дормидонтов колодец»

( Местонахождение: от г. Никольска до д. Скочково 21 км. Около 5 км пешим ходом за д. Скочково, по лесной дороге)

В 19 веке в д.Скочково жил праведник Дормидонт Ракутин (Рокутин).Это был сильный духом и добрый человек, защитник крестьянства. Около старого болота, на Печищах, за полями Дормидонт вырыл глубокий колодец, из которого в сенокос и уборочную страду люди до сих пор берут чистую воду. На склоне горы расчистил подход к роднику, сделал небольшую плотину и водой из того родника лечил приходивших туда больных и немощных людей.
У Дормидонта было желание построить храм во имя Ахтырской Иконы Божией Матери. Не сбылась мечта построить святую Церковь на Горе за деревней Скочково, остались память о нем, ручей да колодец его имени.

 

     

«Святое местечко Борок»

( Местонахождение:50 км по трассе Никольск – Вологда, д. Чернцово, указатель «Святой источник»)

Считается, что Север России находится под попечительством Тихвинской иконы Божией Матери.
По местному преданию, 9 июля 1700 года работающему в поле крестьянину было видение Богородицы. На одной из могучих сосен небольшого бора на высоком угоре (Борок) близ деревни нашли икону Божией Матери. Внизу же, под угором , на огромном камне, лежащем в русле протекающей небольшой речки, отпечатался Богородицын след. Жители деревни были верующие и богобоязненные. Решили они построить на Борке, под угором, небольшую деревянную часовню в память о явлении Бого-родицы. Навозили из лесу бревен и стали рубить сруб. На другой день обнаружили, что сруб исчез. Стали искать и нашли его на вершине Борка. Поняли строители, что сама Богородица указывает им место строительства часовни там, где оставила она икону Своего Рождества. Решено было трудами христиан построить на этом месте деревянную церковь, а в XIX веке – каменную. У входа в храм и росла та самая вековая сосна, на которой и была обнаружена явленная икона. Икона позже была перенесена в новый храм в деревне Аргуново. Ежегодно 9 июля верующие совершают крестный ход из Аргуново на Борок.
14 октября 2004 года на праздник Покрова Божией Матери была освящена новая часовня. Паломники не только из Никольского района, но и со всей Вологодской области, Костромской и Архангельской ежегодно собираются 9 июля в день Тихвинской иконы Божией Матери в местечке Борок совершить 4-х километровый крестный ход из деревни Аргуново, набрать воды и умыться в святом источнике, поклониться Пресвятой Богородице.

 

     Объекты природно - заповедного фонда

На территории Никольского района находится 5 заказников и 3 памятника природы. Заказники: Кудринский бор, Яшкин бор, Гладкий бор, Кемский бор и Бобришный Угор. Памятники природы: Урочище Лопата, Талицкий лес, геологическое обнажение на реке Шарженьге.

Из этих природных территорий выделяется ландшафтно - мемориальный заказник "Бобришный Угор", который имеет статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

       

«Не побывать здесь - значит не узнать до конца свою Россию!» - так отзываются гости об этом удивительном месте. На высокой круче берега Юг–реки выстроил когда – то писатель свой «охотничий» дом», который окружает Чистый бор ландшафтно – мемориального заказника Бобришный Угор. «...Когда попадаешь в этот бор, понимаешь, почему он так назван. Прямые гладкие стволы - как выстрелы из-под земли. Где-то наверху темные кроны деревьев - своды сосен. А внизу белый, чуть-чуть светло-зеленый, светлый сухой мох ковром и брусничник на нем» (из воспоминаний Натальи Яшиной, дочери А.Яшина).
Бобришный Угор - место удивительной красоты, место потаённое и одновременно светлое, именно отсюда начал свой жизненный и творческий путь Александр Яшин; здесь он искал и находил источник вдохновения, поддержку и силы. В этом чуде земли Никольской совмещаются красота северной природы (Угор, Чистый бор), рукотворные чудеса (деревенский домик, 1962 год постройки, памятник – надгробие скульптора Михалёва, 1975 г.) и историческая память.
Посещение Бобришного Угора включено в экскурсионные маршруты. Сюда приезжает и приходит много людей, как известных, так и неизвестных. В настоящее время Бобришный Угор – самое посещаемое место в Никольском районе. Гости с удовольствием проходят по Чистому бору по экологической тропе, не забыв перед этим заглянуть в охотничий дом писателя.

ВВерх